Что такое медиация?

     Способом внесудебного разрешения споров в сфере здравоохранения является процедура их урегулирования с участием профессионального посредника (медиатора). Само понятие «медиация» определено Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: «Медиация — процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные стороны…, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения». В Законе предусмотрена возможность проведения процедуры медиации, как в порядке до судебного разрешения спора, так ив рамках рассмотрения дела в суде: для этого необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об отложении судебного разбирательства для проведения переговоров или процедуры медиации. При этом медиатор не навязывает сторонам свое решение конфликтной ситуации, не занимает чью-то сторону, а фокусирует внимание на интересах сторон, которые сами принимают решение по всем ключевым вопросам. Примирительная процедура медиации обладает рядом положительных качеств:

  • Эффективность; (договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, более компромиссы и, как следствие, исполнимы, чем принудительное решение суда).
  • Оперативность; (при желании сторон можно урегулировать спор за небольшой временной промежуток (продолжительность процедуры медиации от 1 дня до 180 дней).
  • Сохранение деловых связей; (как показывает опыт, в случае примирения деловые отношения сторон не только сохраняются, но и становятся еще крепче)
  • Сотрудничество и равноправие сторон; (ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой, в процессе поиска вариантов урегулирования спора, стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата).
  • Конфиденциальность; (информация и документы, используемые при проведении примирительных процедур, не подлежат разглашению, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации).
  • Рациональные финансовые затраты; (использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных издержек).
  • Нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон).
  • Выбор посредника (медиатора);(при использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения).